ШПАЛЫ
Шпалы
являются важным элементом
верхнего строения железнодорожного пути.
Основным
назначением шпал является
соединения рельсовых путей железнодорожной колеи и передача давления от
подвижного состава на балластный слой.
Количество
шпал на 1 км пути зависит от:
- нагрузки на оси подвижного состава;
- грузонапряженности линий;
- скорости движения составов;
- типа рельсов и балластного слоя;
- качества земляного полотна;
- плана и профиля пути.
Для
горнодобывающих предприятий, осуществляющих
добычу открытым способом, число шпал на 1 км
пути для колеи 1520 мм в среднем
составляет 1800 штук.
Традиционными
материалами для изготовления шпал являются:
- дерево;
- железобетон;
-
металл.
Шпалы
деревянные.
Наибольшее распространение получили
деревянные шпалы изготовленные по ГОСТ 78-2004 из хвойных и лиственных
пород
древесины с основными размерами:
- ширина верхней и
нижней постели 180 мм и 250 мм соответственно;
- толщина – 180 мм;
- длина
– 2750 мм для колеи 1520 мм.
Вес
деревянной шпалы изготовленной из
сосны с 15% влажностью составляет ≈ 74 кг.
Стоимость
с учетом пороков древесины,
породы и вида обработки деревянной шпалы составляет от 900 до 1200 руб. за единицу.
Недостатком
деревянных шпал является
быстрый выход из строя из-за
подверженности гниению, поэтому для увеличения срока службы шпал,
уложенных на
стационарных карьерных путях, пропитываются креозотом.
Креозот
применяется для консервации
дерева (пропитывание шпал, опор и т.п.) и предохранение его от гниения.
Это
масленичная жидкость с сильным запахом и жгучим вкусом, получается из
древесного и каменноугольного дегтя. Представляет собой смесь фенолов,
ядовит.
Характерный
запах железнодорожных шпал
(на вокзалах, в метрополитенах) связан с их пропиткой креозотом,
который
особенно остро ощущается в жаркие солнечные дни.
Креозот
влияет на нервную систему,
усиливает чувствительность кожи к свету, контакт с кожей ведет к
появлению
розовых пятен, папул, бородавчатых разрастаний, сильной пигментации,
которые
могут развиваться в кожный рак, дающий метастазы в лимфатические узлы и
отдаленные органы.
Креозот
каменноугольное масло для
пропитки древесины по степени воздействия на организм человека
относится ко
2-ому классу опасности, ПДК в воздухе рабочей зоны одного из наиболее
токсичных
компонентов фенантрена – 0,8
мг/м3
Согласно
последним исследованиям
креозот считается потенциальным канцерогеном. В связи с этим с 2003
года в
странах ЕС по соображениям экологической безопасности деревянные шпалы
пропитанные креозотом запрещены к использованию.
Второй
существенный недостаток
деревянных шпал, используемых на открытых разработках, является их
выход из
строя в результате механического износа. В первую очередь это относится
к путям
на уступах и отвалах, рельсошпальная решетка которых подвергается
периодическому перемещению. Срок службы таких шпал не более 3-х лет.
При
коротком сроке службы стоимость шпал карьерных достигает 25% стоимости
верхнего
строения пути, поэтому для продления их срока службы проводится ряд
мероприятий, которые ведут к дополнительным затратам. Основными из них
являются:
- пропитка;
- предварительное
сверление отверстий (предохранение шпал от раскалывание);
- оковка торцов шпал
бандажами из полосового железа;
- применение шурупного
и болтового скрепления;
- периодический
ремонт шпал на звеносборочных базах (использование жидких наполнителей
для
заливки костыльных отверстий и других трещин и пустот).