Шпалы
железобетонные
предварительно напряженные применяются для железных дорог с
колеёй 1520 мм. Выпускаются
железобетонные
шпалы по ГОСТ 10629-88, рассчитанные на применение рельсов типа Р75,
Р65 и Р50
и предназначенные для стационарных путей, по которым обращается типовой
подвижной состав общей сети железных дорог России.
Шпалы
этого типа представляют собой балки
переменного сечения армированные предварительно напряженной арматурой.
В
качестве материалов для их изготовления используют тяжелый бетон , в
состав
которого входит щебень из природного камня или гравия, а также стальную
проволоку периодического профиля класса Вр.
Преимущества
железобетонных шпал:
- не
подвергаются гниению;
- допускают
большие напряжения;
- лучше
сопротивляются поперечному сдвигу.
Недостатки:
- менее
упруги;
- имеют
большую массу (≈ 213 кГ);
- невозможность
применения в карьерах на уступах и отвалах, так как их укладка требует
чистого
и прочного балласта (галька, гравий), расход которого при балластировки
1 км
пути составляет:
- для
стационарных путей до 2000 м3
при толщине балласта от 0,25 до 0,4 м;
- для перемещаемых – до
1000 м3 при
толщине
балласта от 0,15 до 0,25 м.
Стальные
металлические шпалы
используют в
ряде стран ЕС и Северной Америке. Их изготовляют методом штамповки, из
проката
специального профиля и гнутого профиля из листа сварные. Они
обеспечивают
достаточную стабильность колеи при высоких осевых нагрузках. Вместе с
тем,
отмечено плохое восприятие динамических нагрузок, что приводит к
изменению шпал
по уровню и повышенному истиранию балласта (увеличиваются расходы на
правку
пути).
Стоимость
стальных шпал в зависимости
от марки материала составляет от 4200 до 4500 руб.
за единицу.
При
правильной эксплуатации срок службы
металлических шпал составляет 10-15 лет.
В
качестве информации надо отметить,
что ряд фирм ведут разработку древесно-композитных шпал,
изготавливаемых из
опилок, которые являются альтернативой деревянным шпалам. Структурно-композитные
шпалы,
при изготовлении которых используется форма из профилированной листовой
стали,
куда заливается бетонная смесь для создания несущей структуры с
последующим
покрытием оболочкой из высокопрочного полиэтилена и переработанной
резины.